Подробности события : Написанная в 1927-28 годах эксцентрическая опера по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя ознаменовала собой гениальный дебют молодого композитора в оперном жанре. Либретто принадлежит самому Шостаковичу, включившему в него сцены и драматургические линии из других произведений Гоголя (пьесы «Женитьба», повестей «Шинель», «Записки сумасшедшего» и др.), а также песенку Смердякова из романа «Братья Карамазовы» Достоевского. Для работы над отдельными сценами были привлечены писатели и драматурги Евгений Замятин («Пробуждение майора Ковалёва»), Александр Прейс и Георгий Ионин (фрагменты третьего акта). Мировая премьера должна была состояться в Большом театре. Предполагалось, что спектакль поставит Всеволод Мейерхольд. Однако этим планам не суждено было сбыться из-за чрезвычайной занятости мэтра. Первый спектакль состоялся в 1930 году на сцене ленинградского Малого оперного театра — легендарного МАЛЕГОТА, считавшегося тогда «лабораторией советской оперы». Музыкальным руководителем спектакля стал Самуил Самосуд, очень требовательный дирижёр. На разучивание оркестровых партий ушёл год: одних оркестровых корректур с солистами было более сотни. Над сценическим воплощением оперы (находясь под явным влиянием знаменитого «Ревизора», показанного в Ленинграде на гастролях театра Мейерхольда, состоявшихся летом 1926 года) работали режиссёр Николай Смолич и сценограф Владимир Дмитриев. Несмотря на замечательный результат и атмосферу «сенсации», созданной за счёт работы с прессой, музыка была объявлена «слишком сложной» для рядового зрителя. Спектакль прошёл всего шестнадцать раз. Борис Асафьев впоследствии с грустью писал: «Судьба талантливой оперы «Нос» глубоко печальна. Когда юноша-композитор осмелился раскрыть музыкой подлинную гоголевскую жизнь и через то «разделаться» с тревожившими его воображение «образами прошлого», то вместо тщательной оценки его... просто обвинили в формализме». В следующий раз эта опера была поставлена в СССР только в 1974 году — в Камерном музыкальном театре. Спектакль Бориса Покровского, лишь только за два года до этой премьеры открывшего свой новый театр, и маэстро Геннадия Рождественского, стал поворотным моментом в жизни молодого театрального коллектива. Именно ему суждено было стать для Камерного театра тем спектаклем-эмблемой, каким стала когда-то для Московского Художественного театра чеховская «Чайка». «Нос» живёт на сцене уже более сорока пяти лет, его сыграли более трёхсот раз, с триумфом показывали во многих странах. И он до сих пор сохраняется в репертуаре — теперь уже Камерной сцены Большого театра.
|
Когда состоится событие :
Нет активных дат
Сцена:
Большой театр, Камерная сцена им. Покровского
Действующие лица:: Дирижер Алексей Верещагин Ковалёв Платон Кузьмич, коллежский асессор Василий Соколов Иван Яковлевич, цирюльник Анатолий Захаров Прасковья Осиповна, жена его Ирина Алексеенко Квартальный надзиратель Павел Паремузов Иван, лакей Ковалёва Алексей Сулимов Нос Пётр Мелентьев Лакей графини Алексей Морозов Чиновник из газетной экспедиции Виктор Боровков Провожающая дама Ольга Бурмистрова Уезжающий господин Роман Шевчук Отец Алексей Смирнов Мать Анна Семенюк Сын Кирилл Филин Дочь Злата Рубинова Пётр Фёдорович Виталий Родин Иван Иванович Алексей Морозов Старая барыня Виктория Преображенская Торговка бубликами Ирина Алексеенко Доктор Герман Юкавский Ярыжкин Михаил Яненко Пелагея Григорьевна Подточина, штабс-офицерша Екатерина Большакова Дочь Подточиной Ирина Хрулёва Хозрев-Мирза Герман Юкавский Евнух Алексей Сулимов Будочник Алексей Смирнов Привратник полицмейстера Сергей Остроумов Сопрано соло (в Казанском cоборе) Татьяна Федотова Извозчик Алексей Смирнов Кучер Роман Шевчук Продавщица манишек Александра Майская
Создатели :: Либретто Евгения Замятина, Георгия Ионина, Александра Прейса и Дмитрия Шостаковича по одноимённой повести Николая Гоголя Дирижер-постановщик Геннадий Рождественский Режиссер-постановщик Борис Покровский
|