«Война и мир. Начало романа. Сцены» Спектакль в 3-х частях (4:00 с 2-мя антрактами). Реж. П. Фоменко. В ролях: П. Агуреева, И. Любимов, Г. Тюнина и др. «Мастерская Петра Фоменко» — самый молодой и плодовитый театр Москвы. Не успели отзвучать лавры по «Счастливой деревне»,, а на подходе уже «Война и мир». Снова роман.
Опять классика. Лев Толстой здесь очень похож на Петра Фоменко, а последний как строгий русский классик смотрит лукаво и озорно — взглядом мудреца. Фоменко не ужимает четыре тома до одноактного спектакля. Но и длиннющего и утомительного пересказа тоже не ждите. Это золотая середина. Экзерсисы на полях романа. Режиссерские заметки. Вслед за Толстым Фоменко задает вопросы. А задать вопрос — это значит ни в коем случае на него не ответить, не выстроить какую-то громоздкую философскую концепцию по поводу того, как это должно быть. Также как и Толстой, Фоменко не дает каких-то точных ответов, а напротив, задает много вопросов, будоражит сознание и тревожит сердце. Сквозь военную карту 1812 года проступают силуэты персонажей. «Фоменки»-дворяне легко воркуют по-французски. Они как всегда легки, обаятельны и вдохновенны. Никакой житейской тяжести. Лишь одно предвосхищение романа, длящееся, как любовное томление. В трех частях, двух антрактах, неполные четыре часа. И все сценическое время как одно счастливое мгновение. Большое искусство. Это эпопея, где каждый актер исполняет несколько ролей, где каждая часть играется по-разному. Это поиск интонаций на глазах у зрителей. Размышления на темы, объявленные циниками банальными: о Чести, Дружбе, Родине, Любви с большой буквы Щ но без напыщенной помпы и избитой фальшивости. Подмеченные режиссером детали помогают актерам сочинять или оживлять образы. Например, на Наташу Ростову (Полина Агуреева) режиссер надел маленькое нагрудное платьице и дал ощущение игры. Полина Агуреева играет в то, что она маленькая девочка: лукавая хулиганка и скромница одновременно. А Андрею Болконскому (Илья Любимов) режиссер подсказал, как нужно держать голову. Вздернув подбородок и вытянув шею, его персонаж, естественно, приобрел неземное благородство и изысканный аристократизм. Вообще, в этом спектакле нет солистов. Главное -й ансамбль и атмосфера. Погружение зрителя в давно ушедшие времена. Для актеров — возможность поиграть в гусар и попеть залихватские песни, для актрис — представить себя аристократическими барышнями в каком-нибудь салоне мадам Шеррер (Галина Тюнина). Тем более что Петр Наумович приветствует актерскую импровизацию. Ведь «фоменки» всегда в поиске, всегда в творческом и духовном движении, что, несомненно, является залогом живого И ПОДЛИННОГО театра