|
В программе концерта — исполинская Вторая симфония Густава Малера, композитора, чье творчество находится в фокусе внимания оркестра и дирижера на протяжении всей истории musicAeterna. Сложный замысел, философски-религиозный подтекст, гигантский исполнительский состав с участием хора и двух солисток, невероятная экспрессия и безудержная тематическая и жанровая «словоохотливость» Второй симфонии привели её к большому успеху на премьере в 1895 году. Симфония «Воскресение» стала одной из наиболее исполняемых при жизни Малера, а с усилением интереса к его творчеству во второй половине XX века заняла почетное место в мировом концертном репертуаре. Симфония, получившая название «Воскресение», начинается с похорон. Ее первую часть композитор написал еще в 1888 году как продолжение Первой симфонии: «Я назвал первую часть «Тризна»… в ней я хороню героя моей ре-мажорной симфонии… В то же время эта часть великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?». Создание полного пятичастного цикла заняло семь лет. Литературную программу композитор не раз пояснял в письмах и даже опубликовал в аннотации к одному из исполнений симфонии, но затем изъял из публичного обращения. В партитуре сохранилось указание автора, требовавшего отделять титаническую первую часть от всех остальных пятиминутной паузой. Средние части Второй симфонии Малер мыслил как интерлюдию между ее открытием и грандиозным финалом. Вторая часть — изящный лендлер, воспоминание о светлых днях героя. Третья — картина бессмысленного бурления жизни, основанная на песне Малера «Проповедь Антония Падуанского рыбам», в которой рыбы вместо того, чтобы внять увещеваниям святого, продолжают пожирать друг друга. В четвертой части впервые появляется слово. Песня «Первозданный свет» на текст из сборника Арнима и Брентано «Чудесный рог мальчика» служит остановкой на пути героя, жаждущего избавления от тягот жизни: «О красная розочка! Удел наш — нужда и скорбь, удел наш — тоска-печаль!». Финал симфонии длится более получаса и состоит из двух больших разделов: оркестровая часть собирает в пестрое полотно все важные темы цикла, звучавшие прежде, и лишь затем вступают хор и два солирующих голоса. Текст для завершающего хора Малер искал мучительно долго, а услышал на похоронах своего кумира, дирижера Ганса фон Бюлова. К восьми строкам хорала поэта XVIII века Фридриха Клопштока «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого» композитор добавил собственные строфы: «Верь, мое сердце, о верь: Ничто для тебя не потеряно!…». По зачину хорала симфонию и стали называть «Воскресением».
Сцена: Московская консерватория им. П.И.Чайковского
Действующие лица:: Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
Создатели :: Программа Густав Малер (1860–1911) Симфония № 2 «Воскресение» до минор для сопрано, альта, смешанного хора и оркестра (1888–1894) Allegro maestoso Andante moderato In ruhig flie?ender Bewegung | В спокойном, плавном движении Urlicht. Sehr feierlich, aber schlicht | «Первозданный свет». Очень празднично, но просто Im Tempo des Scherzos | В темпе скерцо Солисты: Софья Цыганкова, сопрано Юлия Вакула, меццо-сопрано Оркестр и хор musicAeterna Государственный хор им. А.В. Свешникова Дирижер Теодор Курентзис.
|